Услуги

Росаккредитация проредит рынок лицензирования

Недобросовестные игроки рынка сертификации и лицензирования не смогут укрыться от госконтроля. Сегодня Белый дом рассмотрит законопроект, ужесточающий требования к участникам рынка аккредитации. Надзор за ним будет осуществляться по единым правилам и сосредоточится в одних руках — Росаккредитации. Структура может получить карт-бланш и проводить внеплановые проверки и собственные административные расследования. С принятием закона некачественной продукции на прилавках магазинов будет меньше, уверены чиновники.

Проект закона «Об аккредитации» четырежды получал отрицательные отзывы Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента и отправлялся на доработку. Наконец Кремль дал добро. Сегодня его рассмотрят в правительстве, после чего направят в Госдуму. Цель документа — создание единой системы аккредитации и ужесточение контроля за организациями, выдающими липовые сертификаты и проводящими исследования «на коленке».

Законопроект ужесточает требования к учреждениям, обязанным получать аккредитацию: органам по сертификации, испытательным лабораториям, экспертным организациям. С заявлением на выдачу необходимых разрешений они должны будут обращаться не позднее чем через год после начала работы. Целые «экспертные организации» будут заменяться на отдельных специалистов, знания и компетенция последних будут строго проверяться. В рамках госконтроля будут проводиться внеплановые проверки: если в Росаккредитацию поступит жалоба, служба проверит ее и по результатам проверки вынесет решение. В случае если компанию уличат в «нечистоплотности», ей грозит административное наказание. В дальнейшем Росаккредитация может получить полномочия и по ведению собственных административных расследований, предполагает чиновник правительства.

Итогом работы по новым правилам должно стать заметное сокращение количества недобросовестных участников рынка, убежден руководитель Росаккредитации Савва Шипов. Стоимость сертификации и проведения испытаний в результате вырастет, но это логично. «Ранее эти процедуры зачастую проводились только на бумаге, стоило это недорого. Теперь придется платить за реальные испытания и сертификацию», — объясняет глава ведомства.

Оборот от торговли липовой документацией оценивается в 400 млрд руб. (более половины всего объема рынка аккредитации и сертификации — 700 млрд руб., или 1% ВВП), говорил ранее министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов. Основные причины удручающей статистики — отсутствие единых прозрачных правил и ответственности аккредитованных организаций. Сами компании сейчас зачастую работают без необходимой аккредитации или получили ее ранее без тщательной проверки. Итогом становится появление в продаже некачественной продукции: детских товаров, автозапчастей, продуктов питания и др.

Всего в России около 18 тыс. компаний по оценке соответствия качеству (для сравнения, в Германии — в несколько раз меньше), сколько из них работают нечестно, неизвестно: система надзора за нарушителями не выстроена. «В России возник совершенно жульнический рынок оказания услуг по подтверждению соответствия, который требует срочной и глубокой санации», — утверждает член президиума и глава комитета по аккредитации «ОПОРА России» Марина Блудян. Большинство работающих на нем компаний — «конторы, торгующие бумагой», говорит она. Работать с ними вынуждены даже самые честные производители, вздыхает эксперт: «Если компания хочет получить некий сертификат легально, она потратит на это месяц-полтора, а ее конкурент купит такой же у фирм-паразитов за 60 секунд».

По данным Росаккредитации, в прошлом году было прекращено около 300 аттестатов аккредитации, приостановлено 550 (по последним данным на этот год — 6 и 10 соответст­венно). Установить контроль над этим рынком пытаются уже несколько лет. Полномочия по проведению аккредитации ведомству г-на Шипова передали еще в 2011 году. Соответствующие функции новой службе передали тогда Минрегион, Россвязь, Ростехрегулирование, Роспотребнадзор, Росжелдор и Россельхознадзор. Однако полноценного регулирования рынка добиться так и не удалось. Во-первых, полномочия, переданные от Минрегиона России, Росстандарта, Россельхознадзора, Россвязи, по-прежнему осуществляются по-разному. Во-вторых, забуксовало прохождение самого закона.

Изначально свою версию документа предложил РСПП, затем с рядом его пунктов не согласилось Минэкономразвития, после документ четыре раза рассматривался президентскими юристами и получал отрицательные отзывы. Теперь он прошел все инстанции (в том числе получил оценку регулирующего воздействия ГПУ). «Оппонентом принятия законопроекта остается РСПП, считающий, что законопроект содержит положения, противоречащие международным стандартам», — говорит чиновник правительства. «Законопроект долгожданный, и многие наши предложения в нем учтены, — смягчает критику первый зампредседателя комитета РСПП по техрегулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. — Но нам бы хотелось, чтобы наше законодательство в этой сфере полностью соответствовало международному, чтобы за рубежом признавали испытания наших центров».

«Во всех развитых странах сущест­вуют единые национальные органы по аккредитации, это мировой тренд, и мы должны быть в нем», — соглашается г-жа Блудян из «ОПОРА России». Россия 19 лет вступала в ВТО, и если не навести порядок на рынке аккредитации, эти усилия окажутся напрасными, предупреждает она. Часто российская продукция не может выйти на иностранные рынки только потому, что за рубежом не признаются результаты российских испытаний, поясняет эксперт.

По мнению г-жи Блудян, новые полномочия Росаккредитации по­требуют значительного увеличения штата службы (сейчас в ее центральном аппарате работает около 80 человек). Нужно повысить и зарплаты ее сотрудников (сейчас — около 20—30 тыс. руб.), добавляет г-н Лоцманов.

Если законопроект потребует новых согласований, на это может уйти не меньше года, полагает чиновник правительства. Недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что закон нужен уже в текущем году, а 2016 год — это «срок, когда все должно начать работать».

Экспертно-учебный центр "РосГосЭксперт" © 2011-2024