Услуги

Подготовка к введению лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров полностью провалена

Подготовка к введению лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров полностью провалена Правительством РФ и Федеральным агентством лесного хозяйства. В соответствии с новым законом о лицензировании (федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), обязательное лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по тушению лесных пожаров вводится с 1 января 2012 года. Однако принятие целого ряда необходимых для этого нормативно-правовых актов Правительства РФ и Рослесхоза задерживается. Многие важнейшие нормативно-правовые акты, необходимые для лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, в соответствии с действующими процедурами уже невозможно принять раньше февраля следующего года. С учетом времени, необходимого на собственно лицензирование, это означает, что большинство организаций, реально обеспечивающих тушение лесных пожаров, не сможет получить необходимые теперь лицензии к началу следующего пожароопасного сезона.

В частности, в соответствии со статьей 5 вышеупомянутого закона, Правительство РФ должно определить федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и утвердить положения о лицензировании конкретных видов деятельности. Первое из этих требований формально выполнено, но принятый нормативно-правовой акт (постановление от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности») не дает однозначного ответа на вопрос о том, кто именно - МЧС или Рослесхоз - отвечает за лицензирование тушения именно лесных пожаров. Отсутствие четко определенного ответственного ведомства в наших условиях практически всегда ведет к хаосу. Второе требование пока не выполнено вовсе - положение о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров не утверждено.

В соответствии с той же статьей, лицензирующий орган (предположительно, таковым все-таки должен стать Рослесхоз) должен утвердить формы заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов. Проекты этих форм Рослесхоз подготовил и разместил на своем официальном сайте для независимой экспертизы лишь второго декабря 2011 года. С учетом стандартной продолжительности процедур утверждения, государственной регистрации и официального опубликования подобных нормативно-правовых актов, они, скорее всего, смогут вступить в силу в лучшем случае в феврале. Несмотря на формальный характер этих документов, в них есть ряд ошибок и противоречий действующему законодательству, что может послужить основанием, например, для отказа в государственной регистрации - в этом случае процесс затянется еще на некоторое время.

Пока не ясно, какие именно требования к претенденту на получение лицензии будут устанавливаться положением о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров (которое должно быть утверждено Правительством РФ). Предположительно, там будет отсылка к ведомственному нормативно-правовому акту, определяющему нормативы обеспеченности средствами пожаротушения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих тушение лесных пожаров. Проект этого акта уже подготовлен Рослесхозом, но он, в силу длительности процедур согласования, утверждения, государственной регистрации и официального опубликования, также вряд ли вступит в силу раньше февраля, а скорее даже раньше марта. Кроме того, требования, устанавливаемые этим проектом, настолько неразумны и мелочны, что им сейчас не соответствует практически ни одна организация в стране.

Какой будет сама процедура лицензирования, и сколько она будет занимать времени - пока неясно. По оценкам специалистов Рослесхоза, она может занять, при соответствии соискателя лицензии всем установленным требованиям, около двух месяцев. К появлению дополнительных сложностей может привести не только то, что большинство потенциальных соискателей лицензий не соответствует предполагаемым требованиям по обеспеченности средствами пожаротушения и кадровому составу, но и ожидающиеся реформы профильной структуры - ФГУ "Авиалесоохрана" (тотальная смена руководящего состава, возможное слияние с ФГУ "Центрлес", возможное изменение функций в связи с реформой территориальных органов Рослесхоза, и т.д.). Скорее всего, в большинстве случаев процесс получения лицензии на тушение лесных пожаров в два месяца не уложится.

Это означает, что к началу пожароопасного сезона 2012 года (который в большинстве регионов начинается с апреля, а в некоторых южных регионах даже раньше) нормальным образом организовать лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров уже невозможно. Таким образом, с самого начала пожароопасного сезона следующего года руководителям органов управления лесами субъектов РФ придется искать способы организации тушения лесных пожаров в обход действующего законодательства - например, объявлять все лесные пожары «горением лесной подстилки, подлеска, подроста и деревьев, не приводящим к возникновению лесного пожара», а деятельность по их тушению – «ликвидацией загораний».

Источник: http://www.0-1.ru

Экспертно-учебный центр "РосГосЭксперт" © 2011-2024